«Страсти Христовы» (2004): Цена вопроса

В оригинале: Passion of the Christ, The
Режиссёр: Мэл Гибсон
Сценарий: Бенедикт Фицджералд, Мэл Гибсон
Оператор: Калеб Дешанель
Художник: Франческо Фриджери
Композиторы: Джон Дебни, Шенкар
В ролях: Джеймс Кэвизел, Моника Белуччи, Клаудия Джерини, Майя Моргенстерн, Серджо Рубини, Тони Берторелли, Роберто Бестаццони, Франческо Кабрас, Розалинда Челентано, Франческо Де Вито, Маттиа Сбраджа

Фильм, ставший своеобразным духовным манифестом Мэла Гибсона как режиссера и вообще человека, воссоздает с максимально возможной для современного кинематографа реалистичностью последний день земной жизни Иисуса Христа.
Чтобы добиться эффекта полного погружения зрителя в происходящее на экране, до мельчайших деталей были продуманы образы, костюмы, обстановка и даже язык фильма. Герои говорят на языке их исторических прототипов: иудеи – на арамейском, римляне – на разговорной латыни. Кстати, Гибсон в начале не хотел даже делать в фильме субтитры, считая, что зритель и так знаком со всеми деталями этой истории, но позже его убедили, что народ может многого не понять…
Целью всей этой скрупулезной реалистичности и исторического правдоподобия было показать что именно испытал Иисус Христос в последние часы своей земной жизни, заставить зрителя словно бы пройти вместе с Ним весь жуткий путь от Гефсимании до Голгофы. И надо сказать, Гибсону это удалось сполна.

Фильм безжалостно срывает завесу сентиментальной лубочности и затасканности с привычных нам с детства сцен: Гефсиманская молитва, взятие под стражу, допрос, бичевание, распятие…

Словно шагнув за ту сторону экрана, мы видим события Страстной пятницы во всей их ошеломляющей жути. Варварская жестокость и изощренность пыток, лужи крови, дуреющая от вида издевательств толпа, – после выхода фильма на Гибсона посыпались обвинения в том, что он переборщил со всем этим, и в действительности все происходило не так жутко, кок он это показал.

Уверяю вас (я специально занимался вопросом), что даже хуже – легкой смерти ни в Риме ни в Палестине не бывало… Сегодня, когда мы бросаем взгляд на те события тысячелетней давности из нашего просвещенного, гуманного и технологичного века, мы даже не задумываемся, что подходим ко всему с мерками современной морали и нравственности, которые и сформировались-то исторически как соледствие описанных в картине событий, и что до Христа мир был совершенно другим…

Несмотря на то, что основной акцент в более чем двухчасовой картине делается на происходящих событиях, режиссеру удалось создать вереницу ярких и глубоких образов главных героев. Джеймс Кевизел сумел создать удивительный образ Иисуса – не сусально-елейного, как на дешевых иконках, а мужественного, трагичного, внутренне очень цельного, хорошо понимающего Кто Он, зачем пришел, куда идет и чего это будет стоить… После этой роли он вообще не смотрится больше нигде без внутреннего чувства протеста, особенно в роли негативных персонажей.
Малоизвестная румынская актриса Майя Моргенштерн создала потрясающий (наверное, самый сильный в фильме) образ матери Иисуса Марии. В ее бездонных глазах, полных страдания за своего сына и вместе с тем осознания неизбежности и вселенской  важности происходящего, словно отражается сказанное о ней пророчество: «и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец»
Весьма хороша Моника Белуччи в роли Марии Магдалины. Говорят, она была готова принять любые условия, лишь бы сниматься в этом фильме. По-видимому для нее это было чем-то большим, чем просто работой.
Болгарский актер Христо Шопов создал очень реалистичный образ Понтия Пилата – римского чиновника, уставшего от государственных интриг и подковерной политической борьбы, и разрывающегося между желанием во что бы то ни стало сохранить жизнь странному Галилеянину и страхом возможных последствий от этого. Думаю, именно эта роль побудила авторов фильма о папе Иоанне Павле II  предложить ему сыграть главного кагэбиста Польши времен социализма и основного идейного врага будущего папы.
Яркими получились также образы апостолов и особенно Иуды, который раскрывает режиссерский взгляд на вековой спор вокруг мотивов его предательства…
Зачем Гибсон все это снял, и снял именно так? Думаю, он хотел показать со всей беспристрастностью и реализмом, ту истинную цену, которую пришлось заплатить Христу за дело, ради которого Он пришел на Землю. Чтобы дать возможность всем нам, свыкшимся с комфортом и одновременно захлестнутым по горло суетой современной жизни; нам, самодовольным, меркантильным и практичным, поднаторевшим в ситуативной этике и деловом лицемерии, вдруг остановиться и осознать, чего стоило Творцу Вселенной искупить и примирить с Собою своих любимых, хотя и заблудших, детей. Впрочем, это уже другая история.


Оценка гостей: 5/5 (2)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.