«Ослепленный желаниями» (2000): Аццкая сотона

В оригинале: Bedazzled
Страна: Германия, США
Режиссер:  Харольд Рэмис
Автор сценария:  Питер Кук
В ролях: Брендан Фрейзер, Элизабет Харли, Фрэнсис О`Коннор, Мириам Шор, Орландо Джонс, Пол Адельштайн, Тоби Хасс и др

 – И какой тебе дали срок?
– Вечность.
 – Что ты такого мог натворить?
– Я продал душу.
                                         – А взамен что получил?
– Ничего я не получил…
                                    – На мой взгляд, это паршивая сделка
(из фильма)
Фильм, хоть и сделан в жанре легкой комедии, но касается многих довольно серьезных духовных вопросов.
На дворе XXI век, но сатана по-прежнему охотится за своими жертвами и полон сил в искушении людей. И хотя поиск очередного кандидата внешне сильно напоминает работу программы Google Earth, его результаты по-прежнему серьезны… для того, на кого пал выбор врага рода человеческого. И как еще завладеть сердцами людей, как не тысячелетиями зарекомендовавшим себя методом: душа в обмен на исполнение самых заветных желаний.
Весьма остроумный (хоть и не оригинальный – римейк комедии 1953 года) сюжет в сочетании с отличной игрой актеров – вот что такое этот фильм. Элизабет Харли очень натурально играет аццкую сотону, а Фрезер просто бесподобен в перевоплощениях по ходу сюжета – от полного придурка, работающего в какой-то американской конторе, до бразильского наркобарона через модного писателя и т.д.
Режиссер Харольд Рэмис тоже на высоте (еще бы, вспомним хотя бы такие его картины как «День сурка» и «Анализируй это»), и, хотя в общем идея фильма повторяет булгаковско-фаустовское «я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», в банальности и избитости его упрекнуть никак нельзя, более того он на удивление теологически точен, и предлагает много поучительных и весьма остроумно поданных иллюстраций извечных истин.
Как-то: дьявол, хотя и выбирает свою жертву сам, но не может войти в ее жизнь, пока эта жертва сама сознательно его не пригласит. Так сказать, находясь в здравом уме и твердой памяти. Это вселенские правила игры, и точно так же они распространяются на нас с вами. «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» – написано в Библии. Такая вот технология. И истошный вопль Светланы Светличной из «Бриллиантовой руки»: «Не виноватая я, он сам пришел!!!» тут не поможет. Каждый раз, когда нам чего-то уж очень сильно захотелось любой ценой, мы должны понимать, что стоим в начале того пути, которым пошел герой Фрезера. Вот только енд может быть не такой хэппи, как в фильме.
Или вот еще принцип: даже ели ты получишь то, чего хотел, любой ценой, радости и счастья (ради которых ты, собственно, этого и хотел) это все равно не принесет. Собственно, на этом принципе и построена главная интрига фильма.
В переломный момент жизни главный герой слышит откровение.
«На самом деле душу продать нельзя. Потому, что она тебе не принадлежит. Разве ты не знал? – А кому принадлежит? – Богу, конечно. Это мировому духу, Который связывает между собою все сущее. Дьявол тебя искушает. У него работа такая. Но в конце концов ты поймешь, кто ты, и что ты, и зачем ты живешь. Конечно, ты будешь совершать ошибки. Это неизбежно. Но ты найдешь правильный путь, если откроешь Богу свое сердце. Сделай это. – Кто ты? – Просто твой друг. Хороший друг.»
И это кардинально меняет его жизнь.
Наконец, сам финал фильма (несколько мелковатый по сравнению с мощью всей задумки, мэтр явно не доработал) тоже в чем-то глубоко аллегоричен. Отдав свою жизнь и даже вечность другому, мы получаем и то, и другое обратно, но в гораздо лучшем, более радостном и осмысленном виде. А заодно и исполнение желаний, ради которых, собственно, все и началось. Только, быть может, в ином, несколько измененном виде. Звучит очень даже по-библейски: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Ай да Рэмис!
В заключение – анекдот по теме (я уже постил его раньше, но просто не могу удержаться): Бизнесмен прогорел дотла, остался должен вагон сахара, заперся дома, боится, что его уже заказали. Сидит на кухне, Хеннесси пьет, настроение жуткое, о самоубийстве подумывает. Приходит к нему дьявол и вкрадчиво так: «Ты чего такой смурной?» – «Да вот, весь в долгах, как в шелках, того гляди, порешат…» – «Ну, какие проблемы? Хочешь, помогу?» – «А ты чего можешь?» – «А все…» Бизнесмен даже протрезвел: «А вагон сахара достать можешь?» – «Без проблем!» – «А что за это?» Дьявол лукаво ухмыльнулся: «Твоя душа». Бизнесмен что-то быстро прикинул на калькуляторе. «А железнодорожный состав сахару?» – «Проще простого» – «А что взамен?» – «Твоя душа». Бизнесмен снова что-то тщательно считает на калькуляторе, записывает на бумажке. «А целый сахарный завод?» – «Да пожалуйста!» – «А что взамен?» – «Твоя душа». Бизнесмен полчаса тычет кнопки на калькуляторе, весь листик исписал, наконец, у дьявола не выдерживает терпение: «Ты там чего считаешь-то?!» – «Да вот, – отвечает тот озадаченно. – Никак не могу понять, где ж ты меня собираешься кинуть…»

 

 



Оценка гостей: No ratings yet.

One comment to «Ослепленный желаниями» (2000): Аццкая сотона

  • drugaiasestra

    Да,да,да, дьявол — джентельмен, он не приходит без приглашения. Ну в данном случае — леди.
    Дико насмешило название рецензии «аццкая сотона». Что-то все-таки такое есть в этом языке падонкафф! Может быть то, что серьезное и страшное на таком языке делается смешным?

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.