- Кратко о фильме: Голливудский финал / Hollywood Ending / 2002
Режиссёр: Вуди Аллен
Сценарий: Вуди Аллен
В ролях: Вуди Аллен, Теа Леони, Трит Уильямс, Джордж Хэмилтон, Дебра Мессинг, Айзек Мизрахи, и др.
И сюжет многообещающий. Когда-то оскароносный режиссер Вэл Ваксман, ныне выкинутый судьбой на задворки кинобизнеса и высланный на съемки рекламы дезодоранта на заснеженные просторы севера Канады, получает неожиданное предложение снять крупнобюджетный фильм, да к тому же на его излюбленную тему – «Город, который никогда не спит» про Нью-Йорк (помните «Манхэттен»? большей автобиографичности образа и придумать сложно).
Для него это последний шанс вернуться в большое кино, да вот незадача – предложение поступает от киномагната (Трит Уильямс), к которому сбежала от него его бывшая жена (Тиа Леони). На почве вызванного этой двойственной и щекотливой ситуацией невроза, не справившись с жестокой внутренней борьбой ревности и обиды со здравым смыслом, в самый канун начала съемок Вэл внезапно теряет зрение. Но для настоящего режиссера это – не повод упустить свой шанс, и он решается снимать фильм вслепую. Все оставшееся время Вэл старается скрыть это обстоятельство от съемочной группы и руководства студии.
Несмотря на многообещающие стартовые условия, фильм вовсе не оказался искрящей шутками и афоризмами комедией в стиле «Бананов».
«Мне не звонил агент по поводу фильма «Аборты с осложнениями у разных рас»?» – «Боюсь, что его отдали Питеру Богдановичу…»
«Я был женат на ней 10 лет. Последний раз, когда мы занимались любовью, ее вырвало!»
…Неожиданно для Вэла скрыть его проблему от окружающих оказалось значительно проще, чем могло показаться в начале. Непонимание режиссером того, что происходит на съемочной площадке, воспринимается окружающими как экстравагантность режиссера. А откровенно «незрячее» поведение остается незамеченным киномагнатами даже в близком общении просто потому, что они всецело погружены в себя и заняты самолюбованием, а еще потому , что по большому счету им наплевать на собеседника – и что он говорит, и что он при этом делает…
Более того, в своем новом положении Вэл находит и неожиданные преимущества. Он начинает понимать, что в некоторых аспектах своей жизни – например, в отношении к собственному сыну, в исповедуемых в жизни приоритетах и ценностях, – он как раз был слеп все эти долгие годы, и только сейчас потихоньку прозревает…
Кстати, если верить Экслеру, сам фильм «Голливудский финал» пророчески постигла та же участь. Он с треском провалился в Штатах (впрочем, как и многие другие фильмы Аллена) и был очень и очень хорошо принят в Европе. Он даже открывал Каннский фестиваль, где Вуди Аллен получил совершенно уникальный приз – «Пальмовую ветвь пальмовых ветвей» за выдающиеся заслуги перед кинематографом.
Оценка гостей: