Режиссёр и автор сценария: Люк Бессон
Оператор: Тьерри Арбогаст
Композитор: Аня Гарбарек
Продюсер: Люк Бессон
В ролях: Ри Расмуссен, Жамель Деббуз, Жильбер Малки, Серж Рябукин и другие.
Люка Бессонна потянуло на духовное. Причина этой тяги мне лично неизвестна, но факт бесспорный.
В результате обращения режиссера к теме взаимоотношений ангелов и людей возник странный симбиоз из милой рождественской сказки «Жизнь прекрасна» (кто не знает – это картина 1946 года с Джеймсом Стюартом, которая входит в двадцатку шедевров мирового кино и до сих пор является для англо-американского мира аналогом советской классики «Ирония судьбы» в канун Рождества) и блокбастера «13 квартал» – вещей, кажется, несовместимых по определению. Но мэтр смог… Не блистая оригинальностью идеи (щедро заимствуются целые сцены и повороты сюжета из вышеозначенной «Жизни..» и «Неба над Берлином» Вима Вендерса и даже снят, подобно им, черно-белым, фильм, тем не менее поднимает много интересных и фундаментальных вопросов. Как говорится, тема обязывает…
Главный мэсседж фильма состоит в том, что человек, погрязнув в суете, лжи и пустоте современной жизни, и где-то подсознательно сознавая собственную ничтожность, начисто утерял любовь и уважение по отношению к себе самому, а также тесно связанную с этим радость жизни. Не надо путать любовь к себе со стремлением во всем себе угождать и пытаться во что бы то ни стало удовлетворять всякую прихоть. Это – не любовь, а скорее изощренный вид самообмана, ибо ведет в противоположном направлении – к разочарованию и глубокой сердечной тоске.
Чтобы излечить главного героя и открыть его глаза на самого себя, ему посылается ангел. Именно ангел, существо не от мира сего, открывает ему ошарашивающую истину о том, что на самом деле, глубоко внутри, он удивительно прекрасен. И потому горячо любим. Ангел – значит посланник.. Во всей истории человечества их ценность заключалась в том, что ангелы передавали людям Божьи истины, слова и мысли. Так же случилось и в этот раз. Человеку открывается истина с Небес о том, кто он есть на самом деле, и какой удивительно прекрасной жизнью он может жить на самом деле, стоит только захотеть и решиться. Сбрасывая с себя неимоверными усилиями паутину лжи, страха и эгоизма, герой фильма начинает ощущать вкус настоящей жизни. А не ее подобия, которое мы придумываем сами для себя, и стараемся обозвать тем же словом.
Как тут не вспомнить слова К.С. Люиса: «Нынешние люди не правы, полагая, что дурно желать себе радости; они взяли это у Канта или у стоиков, а не у Христа. Более того: Христос обещает нам так много, что скорее желания наши кажутся Ему не слишком дерзкими, а слишком робкими. Мы — недоумки, забавляющиеся выпивкой, распутством и успехом, когда нам уготована великая радость; так возится в луже ребенок, потому что не в состоянии представить себе, что означает отдых у моря. Нам не трудно, нам слишком легко угодить».
По всему видать, мэтр не сильно приморачивается теологической политкорректностью. Диковато видеть на экране сошедшего с Небес ангела в виде странной долговязой девицы откровенной внешности и еще более откровенного поведения, которое несколько раз даже перерастает в чисто бессоновское мочилово в сортире. К счастью, это не слишком затеняет главное: человек способен преобразиться, взглянув на себя Божьими глазами, и сделав соответствующие выводы. Не всем для этого посылаются ангелы, но возможность такая есть у каждого.
Околокино
IMDb:
Оценка гостей:
5/5
(2)