«Мария-Антуанетта» (2006): Метаморфозы

В оригинале: «Marie-Antoinette»
По роману Антонии Фрэйзер
Режиссёр и автор сценария: София Коппола.
В ролях: Кирстен Данст, Джейсон Шварцман, Рип Торн, Джуди Дэвис, Азия Ардженто и другие.
…худые сообщества развращают добрые нравы
(Апостол Павел)
Довольно нестандартно снятое кино о нестандартном взгляде на Версальский период жизни королевы Франции, жены короля Людовика ХVI, закончившую свою жизнь под ножом гильотины французской революции. Совмещение в фильме пышных костюмов и париков Версаля с современной музыкой может несколько шокировать, но по замыслу режиссера призвано облегчить современному зрителю возможность представить себе, как бы мы жили в то время. На многое относительно того, почему фильм получился именно таким, проливает свет сама режиссер в одном из интервью.
Меня фильм в целом почти не впечатлил, за исключением, пожалуй, одного аспекта.
История начинается с того, как миловидная девушка, привыкшая бегать простоволосой, шушукаться с подружками и ласкать любимого мопса, приезжает в качестве невесты будущего короля Франции в Версаль – средоточие лицемерия, лести, двуличия, тщеславия и цинизма (тогда это называлось центром европейской цивилизации). И вот на наших глазах эта милая девчушка, вынужденная бороться за свое место под солнцем и быстро усвоив правила игры, в рекордные сроки превращается буквально в монстра похлеще своего окружения; развращенную роскошью ненасытную в своих претензиях королеву, с которой голодающий народ Франции связывает чуть ли не все свои несчастья… Такая вот имеет место метаморфоза.
Воистину, никто не может похвастать, что похож на бутылку, плывущую в океане – вокруг вода, но внутри сухо. Хотим того, или нет, ежедневно и ежеминутно, незаметно для нас самих, мы подвергаемся воздействию со стороны нашего окружения. Какое оно, это воздействие – зависит от нас и окружения. Но нужно помнить, что нулевым оно не бывает никогда. А худые сообщества развращают добрые нравы.
Фильм заканчивается отъездом Марии-Антуанетты из Версаля со смутным предчувствием, что она сюда больше никогда не вернется. Так и случилось. Неизвестно, что заставило ее остаться с мужем, когда разразилась революция – ведь у нее была возможность уехать из страны и тем самым спасти свою жизнь. Едва ли супружеская привязанность и любовь. Быть может, легкомысленность, а быть может, и желание бросить вызов судьбе. Чем бы ни был продиктован этот во всех отношениях благородный поступок, в результате он привел ее, как и ее августейшего супруга, на эшафот.
Потеря мужа, детей, почти четыре года в заточении, кажется, изменили ее характер. В день казни, когда Марию-Антуанетту подвели к плахе, она неосторожно наступила на ногу палачу. «Простите меня, мсье, – сказала она виновато. – Я не нарочно». Такими были последние слова французской королевы. Снова разительная метаморфоза. Но это уже другой духовный принцип: «при печали лица сердце делается лучше».

 



Оценка гостей: 5/5 (1)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.