Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту.
В ролях: Эмилио Эчеварриа, Гаэль Гарсиа Берналь, Гойя Толедо, Альваро Герреро, Ванесса Боше, Хорхе Салинас.
Когда естественная любовь становится беззаконной, она не только приносит вред — она перестает быть любовью. Ее называют так, но в самом деле — это усложненная ненависть. … Любовь становится бесом, когда становится богом.
(Клайв Льюис,
«Любовь»)
Вас не шокировало название фильма? Меня – откровенно да. Как-то не привык я еще к ненормативной лексике в названиях авторского кино. Хотя, с другой стороны, именно название позволило, как мне кажется, лучше понять замысел режиссера.
Мнений на счет этого фильма высказывалось много и разных. Кто-то увидел здесь просто три истории, происходящие как бы одна на фоне другой, считает, что Иньярриту просто показал нам жизнь во всем ее (подчас жутком) реализме. Дескать, вот как бывает – делайте выводы. Другие наоборот считают, что режиссер на современном материале проповедует «проповедует стандартные библейские истины: не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего». Между ними, конечно, есть третьи и четвертые… Не претендуя на оригинальность мнения, просто расскажу, что увидел я.
Прежде всего, должен сказать, что, даже несколько вопреки ожиданию, фильм мне очень понравился. Несмотря на антураж полубандитской жизни и нравов мексиканского города, он обладает удивительной глубиной и очень тонко подмечает некоторые важные духовные принципы. Вроде того, что вынесен в эпиграф.
Перед нами проходят не три, а как минимум с десяток разных историй, если хотите, видов любви, в каждом из которых ощущается что-то неправильное. Любовь молодого парня к жене своего брата. Страстное влечение и как бы оправданная силой эмоций вседозволенность приводит его на грань безумия. Разрушаются жизни, страдают ни в чем не повинные люди. В конечном итоге, этот пожар поглощает и его самого.
Любовь фотомодели к своему телу. Внешность для нее из средства заработка становится идолом, что быстро ведет ее к полному душевному краху, когда безукоризненная красота этого тела оказывается подпорченной в результате автокатастрофы (шальной осколок из истории №1).
Любовь бизнесмена к телу этой самой фотомодели, в результате которой он бросает семью в обмен на соответствующие удовольствия. Которые, как понятно из вышесказанного, быстро прекращаются.
Любовь фотомодели к собачке, которую в телешоу она называет своим ребенком, заставляет ее броситься на помощь животинке, когда та попала в беду и разбередить заживающую рану, что приводит к фатальным последствиям.
Кстати, о любви к собакам в этом фильме. Преданная любовь героя истории №1 к своему питомцу не мешает ему регулярно посылать пса на увечья и вероятную смерть в собачьих боях, ибо приносит неплохой прибыток. Нежная любовь бомжеватого киллера к таким же, как он, бесприютным собачкам не мешает ему оставаться профессиональным киллером.
Любовь к деньгам, власти или чего там еще бывает в бизнесе, заставляет одного из братьев-компаньонов «заказать» другого этому самому киллеру. «Каин и Авель» – сразу же определяет тот…
Есть тут еще один, очень тонкий и хитрый вид порочной любви. Бомжеватый киллер не всегда был бомжеватым и не всегда киллером, а когда-то даже преподавал в университете. Но потом решил, что должен бороться за справедливость и ушел в повстанческую армию, чтобы завоевать для абстрактного простого народа абстрактную же счастливую жизнь. Оправдывая свои действия любовью к этому самому простому народу. Потом, ясное дело, был изловлен и провел в тюрьме долгие годы. Что в итоге? Разрушенная семья и дочь, выросшая без отца, уверенная, что он давным-давно погиб. Нет, поймите, я не против любви к простому народу («Профессор, а ведь Вы не любите пролетариат» :-). Но принесение в жертву ближних ради дальних никогда не приводит ни к чему хорошему.
И только одна любовь в фильме не разрушает, а созидает. Любовь киллера к своей дочери, пронесенная через десятки лет, через гордыню самоотречения, разлуку и отчужденность со стороны семьи, заставляет его, словно поднявшись над собой, проявить милость и благородство, и хотя бы попытаться начать жизнь заново.
Вот такие вот разные виды любви. Выводы, говорит Иньярриту, делайте сами. Видите, в каждом из них как будто чего-то не хватает. Чего именно? Ответ предлагаю искать у Льюиса.
Оценка гостей:
5/5
(2)