Режиссёр: Марк Форстер;
В ролях: Дэниэл Крэйг (Джеймс Бонд), Ольга Куриленко (Камилла), Джуди Денч (М), Матье Амальрик (Доминик Грин)
А виновник — генерал, интриган и аморал
(Краткий пересказ сюжета)
«Джеймс, вы слишком много убиваете!.. Сожаление – не для профессионалов»
(Из фильма)
Актер Дэниэл Крейг, ставший просто находкой в новой нетрадиционной реинкарнации Джеймса Бонда, затащил на съемку следующего (уже 22-го) фильма бондианы своего любимого режиссера Марка Форстера («Бегущий за ветром»,
«Волшебная страна»). И подумаешь, что он никогда не снимал экшены – зато режиссер хороший. А чтобы в экшене недостатка не было, был призван монтажёр Ричард Пирсон, работавший над «Превосходством Борна», что не могло не остаться незамеченным на конечном продукте: динамика отдельных эпизодов на грани вообразимого, длительность отдельных сцен в среднем полсекунды, головокружительные ракурсы, мельтешение ручной камеры – в общем, все как надо.
С первой до последней минуты сидишь как прикованный к экрану, пытаясь одновременно не упустить ничего из мелькающего на нем и не сойти с ума от того же. Но в общем, конечно, сделано на совесть и профессионально. Правда, в Борне такой стремительный темп развития сюжета все же оставлял место для логических связок и какой-то общей цельности, что тут наблюдается куда в меньшей степени… Но на общее впечатление, по крайней мере во время просмотра, не влияет.
Фильм во всех отношениях (не только сюжетно) продолжает «Казино Рояль», все ширше разворачивая перед изумленным зрителем (привыкшем к лоснящемуся Шону Коннери или обольстительному Пирсу Броснану) совершенно новый образ служивого Ее Величества, а также его непростой профессии. Фильм начисто лишен налета романтики и иронии, присущего былой бондиане и скорее старается показать вещи такими, как они есть.
Здесь нет легкого подтрунивания над супердевайсами агента 007. Из чудес хай-тека осталась разве что презентационная панель, подозрительно смахивающая на разработку Майкрософт концепции table computer, представленную Биллом Гейтсом еще в 2007 году.
Что-то подобное уже встречалось и в кинематографе. Например, с похожим девайсом лихо управлялся Том Круз в фантастическом боевике «Особое мнение» (Minority Report).
Акцент в фильме переносится на оборотную сторону медали суперподвигов суперагента 007. Мы видим, чего стоят эти победы, и вообще такого рода житье. Думаю, это не является изначальной задумкой авторов фильма, скорее это естественный побочный продукт нового образа Бонда – Бонда, страдающего, принимающего нелегкие решения, Бонда с побитым лицом и покрытым грязью и кровью дорогом костюме…
Итак, вот они, зарисовки трудных будней суперагента. Горы трупов, подчас совершенно бессмысленные убийства («Джеймс, вы слишком много убиваете!»). Чего только стоит мужик, запросто замоченный в сортире только потому, что был нужен кулечек, который раздавали гостям перед представлением.
Грань между своими и чужими весьма призрачна, так что достается чуть ли не одинаково и тем и другим. Бывший заклятый враг становится лучшим другом, единственным, кому можно доверять. Что не мешает через считанные часы швырнуть его бездыханное тело в бак с мусором, как отработанный материал. «Бонд, вы всегда так поступаете с друзьями?» – «Ему уже все равно…»
Другой пример, почти в самом конце фильма – подставленная им за просто так (не до нее было) девушка-агент, утопленная в нефти, тело которой подбросили в роскошные апартаменты Бонда в качестве назидания его враги…
Все это показано предельно реалистично, если не сказать смачно. Всякое шевеление чувств рассматривается как проявление слабости, порыв любви – как возможная уязвимость, внешнее проявление доброты – как ловушка. Сожаление – не для профессионалов… Мужчины не плачут, мужчины огорчаются… Когда убиваешь, дыши ровно и спокойно… Джеймс, чувства могут погубить вас и операцию…
А стоит ли вообще такая игра свеч?? Кажется, герой Крэйга постоянно, хоть и неосознанно, размышляет об этом. Не дурак ведь. Он ведь прекрасно понимает, что финал карьеры его друга в мусорном баке есть лишь логичное следствие работы Системы, частью которой является и он сам. Так что его самого вполне может ожидать что-то похожее… И от этого он, кажется, периодически должен испытывать приступы просто собачьей тоски, пусть и хорошо скрываемые натренированным сознанием. И тоску эту не зальешь никаким Доном Периньоном, не заткнешь дорогими тачками и номерами люкс в лучших отелях мира. Ибо это все снаружи, а она – внутри. Не потому ли такие грустные глаза у нового Бонда, которые так часто крупным планом показывают зрителю?
Во многих рецензиях и комментариях к фильму народ сильно интересовался, что означает его название. Ладно, Quantum называлась одна из фигурирующих в фильме организаций. А при чем тут милосердие?? Кстати, для фильма было взято название одного из рассказов Флеминга, опубликованного в журнале «Космополитен», но ничего общего с сюжетом не имеющего. «По великой традиции бондовских фильмов, название картины часто бывает с
овершенно бессмысленным.» – поведал сам Дэниэл Крэйг на одной из презентаций фильма. Мне же кажется, название было подобрано весьма удачно. Как известно из курса физики старших классов, квант – самая минимальная частица материи.
Сам Ян Флеминг объяснял выражение «квант милосердия» как точную цифру, определяющую нежные/дружеские чувства внутри пары, необходимые для продолжения любви. Если Квант Милосердия равен нулю, любовь мертва. Фильм расширяет это понятие. Показанный в нем мир очень похож на настоящий, но совершенно безжизненный. Он лишен любви, чувств, обычных человеческих ценностей, привязанностей и симпатий. А милосердия в нем остался лишь один квант. Меньше не бывает.
Под впечатлением просмотра фильма вспомнился старый детский анекдот. Война. Где-то в глухомани оккупированной немцами Беларуси дед Мазай ютится со своими зайцами. Холодно, голодно, запасы кончились, зайцев кормить нечем. «Ну, — думает Мазай, — надо идти в комендатуру к фрицам, сдавать партизан, просить, чтобы взамен дали еды, а то совсем животинкам туго придется. Пришел, рассказал, где партизаны. А ему корма не дали, взашей из комендатуры вытолкнули. Идет дед Мазай назад, проходит через село, а на площади повешенные партизаны на ветру раскачиваются. «Да, – думает Мазай, – совсем дело худо. И еды зайцам не достал, и морду фрицы набили, и перед ребятами как-то неудобно…» Странная все-таки штука ассоциативная память.
Околокино
Оценка гостей:
5/5
(2)