Сериал, почти основанный на реальных событиях, про то, как группа биржевых трейдеров обнаружила финансовые махинации в мировых масштабах и пытается предоствратить кризис в Европе, который способны вызвать стоящие за всем этим люди.
Итальянский сериал от создателей «Шерлока» и вторых «Медичей» (первый сезон вышел в апреле 2020 года, 10 серий) явно порадует тех, кто в свое время подсел на «Миллиарды», но изрядно подустал уже к концу третьего сезона. Действительно, тема похожая: фондовый рынок, биржевые спекулянты, игры на понижение, адреналин от риска неимоверными суммами денег и неизбежный моральный выбор в процессе.
Но этот сериал является значительно более многоплановым, чем «Миллиарды». Там, при всех плюсах, дело фактически сводится к вымышленной истории противостояния двух главных героев, из которых первый хочет заработать как можно больше долларов, особо не гнушаясь средствами, а второй — вывести того на чистую воду, также все более теряя в разборчивости. А тут тебе и сами банкиры-спекулянты, и политика, и правительства, и спецслужбы, и хакеры с высокоидейными целями… причем так и не удается до конца решить, кто тут герои положительные, а кто — плохие парни, потому что по ходу сюжета они то и дело меняются местами. Именно такая «многовекторность» персонажей и создает привлекательность сериала, заставляя нас эпизод за эпизодом следить за развитием сюжета.
Сам сюжет «Дьяволов», хотя тоже вымышленный, вписан в реальные события европейского финансового кризиса 2011 года. Сериал пестрит документальными врезками, причем они не просто создают социально-политический фон, а являются неотъемлемой частью повествования. Казалось бы, ничем не связанные друг с другом события — скандал вокруг исполнительного директора МВФ Доминика Строс-Кана, гражданская война в Ливии и экономический кризис в странах Южной Европы с обидным названием PIGS, — оказываются результатами международных финансовых махинаций и делом рук одной и той же группы финансистов. Так вырисовывается общая идея: стремление небольшой кучки людей к сверхприбылям разрушает целые страны, оставляя сотни тысяч без работы, жилья, достойной жизни и надежд на будущее.
Благодаря такому режиссерскому ходу на протяжении всех десяти серий ты чувствуешь себя не просто зрителем, но напрямую вовлеченным в запутанные процессы международного экономического регулирования, всерьез переживаешь за судьбы Европы и т.п. Это дополнительным бонусом тешит самооценку.
Вторым важным лейтмотивом сюжета стали рассуждения о дьяволе (название обязывает), о его стратегии и методах. Вот четыре главных тезиса, прозвучавших в сериале:
1. Самое большое достижение дьявола в том, что он смог убедить большинство людей, будто его не существует.
2. Но он таки да существует, более того, может и старается действовать внутри нас и через нас, заставляя приличных с виду людей творить немыслимое зло, если обстоятельства сложатся соответствующим образом.
3. «Дурные сообщества разрушают добрые нравы». Невозможно, плавая, как бутылка в океане, оставаться сухим изнутри. Окружение засасывает. Всегда. Причем отнюдь не самых морально неустойчивых. Этот эффект был явно недооценен нашей новой властью, и результат сегодня может наблюдать вся страна.
4. У нас всегда есть выбор. И нам не нужен кукловод — мы сами, повинуясь зову внутренней природы, в любой момент готовы перейти на сторону зла. Вот и главный герой, столкнувшись с дьяволами, дергающими за ниточки всего мира, стоит перед дилеммой — уничтожить заговор, или примкнуть к нему. Так что винить в своих поступках стоит исключительно себя — дьявол часто вообще оказывается ни при чем.
Это как в старом анекдоте. Великий пост, входит игумен к монаху в келью и видит: тот в ложке над свечой яйцо варит.
Игумен: «Ты шо ж, ирод, делаешь, — ведь пост же!» — Монах в ноги кинулся и орет: «Отче, прости, бес попутал!!!»
В углу кельи, невидимый, стоит бес и удивленно так: «Кто, я?! Да я до такого в жизни не додумался бы!»
В главной роли снялся хороший итальянский актер второго эшелона Алессандро Борги (фильм «Место встречи»). Среди известных актеров Патрик Демпси («Анатомия страсти», «Правда о деле Гарри Квеберта») и Ларс Миккельсен (прототип Путина в «Карточном домике»), который тут играет лидера подпольной сети хактивистов с риторикой Ганди и замашками батьки Махно.
Последний эпизод завершается с явным заделом на новый сезон. И правда: его съемки начались еще до выхода на экраны первого, так что далі буде. Сериал уже номинирован на «Золотой глобус» 2020 года.
Оценка гостей: