«Под покровом небес» (1990): Memento mori

В оригинале: The Sheltering Sky
По книге Пола Баулза.
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Дебра Уингер, Джон Малкович, Кэмпбелл Скотт, Джилл Беннетт, Тимоти Сполл, Амина Аннаби, Сотигуи Куяте, Филип Морье-Жену, Бен Смэйл, Пол Баулз, Эрик Юа-Ан
А я и не знал, что практически все идеи, столь ярко выраженные в «Разрисованной вуали», были за 16 лет до того реализованы Бертолуччи в этом фильме, который критики считают своеобразным аналитическим продолжением «Последнего танго в Париже» в область, скажем так, более экзистенциальную, и с размышлениями о вечном.
Снова двое людей с разорванными взаимоотношениями, формально считающиеся супружеской парой, на фоне экзотической природы, на сей раз – кажется, Северной Африки. Да плюс еще третий, настырно норовящий влезть в эти самые взаимоотношения со своей корыстной целью. Снова потрясающе красивые (по-своему, по-пустынному) пейзажи, снова долгий и болезненный путь друг к другу людей, потерявших свою любовь где-то в закоулках собственного «Я» с большой буквы, который трагически обрывается буквально на пороге своего счастливого завершения… Баулз с Моэмом сговорились, что ли?! В общем, вы поняли – тем, кому понравилась «Вуаль», смотреть обязательно. И наоборот.
Однако при дальнейшем просмотре дежавю выявляется далеко не полным: несмотря на повторение многих сюжетных линий, этот фильм, по большому счету, о другом. И окончательно расставляет все по местам финал картины, в котором появляющийся в кадре живьем автор романа обращается к своей главной героине:
 «– Вы потерялись? – Да…
– Поскольку мы не знаем, когда мы умрем, то думаем, что жизнь – это неистощимый колодец, хотя все случается лишь несколько раз. Очень малое число раз. Сколько раз вы можете вспомнить какой-нибудь день из вашего детства, тот самый день, который стал неотъемлемой частью вашего существования; без которого вы не можете представить себе свою жизнь? Наверное, четыре или пять раз – возможно, и того меньше. Сколько еще раз вы будете наблюдать полнолуние? Возможно, раз двадцать. И, тем не менее, все это кажется бесконечным.»
Трудно, да, пожалуй, и не стоит сильно задумываться над тем, почему именно так разворачиваются события на экране, искать логической обоснованности и причинно-следственных связей. Сказано ведь – экзистенциальная драма. Просто нужно расслабиться и смотреть, получая удовольствие от игры актеров, замечательной музыки, сопровождающей большую часть хронометража картины, позволяя мозгу свободные ассоциативные цепочки и вспышки памяти. А потом посмотреть, что имеем в итоге.
Не хочется сводить мораль фильма к Корчагиновскому «мучительно больно за бесцельно прожитые годы» – все гораздо сложнее и глубже. Однако, мы определенно не вечны – это упрямый медицинский факт, очевидность которого мы еще более упрямо стараемся обойти в нашей повседневной жизни, глядя на нее с позиций собственных сиюминутных желаний, стремлений, иллюзий и амбиций – как угодно, только не с перспективы вечности.
Невозможно укрыться под покровом неба от себя самого. Memento mori, – говорили древние. Помни о смерти.


Оценка гостей: 5/5 (1)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.