- Кратко о фильме: Довод / Tenet / 2020
Вы думаете, что это вы наняли меня. А на самом деле это я нанял вас. Но только в будущем.
– из фильма; краткий пересказ сюжета
Мне пришлось смотреть этот фильм в два подхода. Как выяснилось, я просто не подготовился, а эрудиция подкачала. Начал смотреть что называется «с лету», и в итоге меня хватило меньше чем на половину фильма. Так что не повторите моей ошибки – сделайте небольшое домашнее задание, и будете довольны. Об этом ниже.
Итак, своим первым опытом я был не только удивлен, но и несколько шокирован. Фильм Кристофера Нолана после триумфов «Начала» (2010), «Интерстеллара» (2014) и «Дюнкерка» (2017) был без сомнения самым ожидаемым и громким киношным событием года (не считая сериалов). Проект вышел баснословно дорогим ($200 миллионов на производство и еще больше на маркетинг – самый дорогой кинопроект с начала пандемии), подробности производства и сам сюжет были окутаны тайной. Сроки выхода картины несколько раз переносились. В сети друг друга сменяли тизеры на тизеры, потом сами тизеры, потом тизеры на трейлеры, потом наконец трейлеры – и все совершенно невразумительные по поводу того, о чем же, собственно, кино, но не оставлявшие сомнений в том, что все будет мегакруто. Короче, публику подогрели донельзя.
И вот, когда наконец фильм вышел на экраны, от первых отсмотревших поползли нехорошие слухи. Дескать, сумбурно, непонятно, что происходит на экране, непрерывная беготня, сильно наворочено спецэффектами, но толку от них мало… короче, похоже на громкий пшик.
Так вышло и у меня при первом подходе. А «научпоповские» реплики, призванные объяснить зрителю матчасть происходящего, вроде «пули с увеличивающейся энтропией», «электроны, переходящие в позитроны» и т.п. добили окончательно своей бредовостью, напомнив классику: «…и падал вниз стремительным домкратом».
Но сдаваться не хотелось. «Не может быть, – думал я. – Кристофер Нолан – замечательный режиссер, и, как в каждом своем фильме, ему удается (удавалось по крайней мере, раньше) сказать нечто неординарное». Так что я пошел почитал, восполнил пробелы. После чего паззл сложился, и второй подход прошел значительно веселее первого. Поэтому вынужденно начну немного издалека.
Есть такая штука, называется палиндром. Это некий текст, который задом наперед читается так же, как и напрямую. Примеры – число 2002, фраза «Аргентина манит негра», да и само слово «довод» (как и оригинальное «tenet», респект адаптаторам фильма!) Наиболее известным в истории человечества считается древнеримский палиндром на латыни SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS («Сеятель Арепо управляет плугом»). Эта фраза со словами, обычно вписанная в квадрат, читается одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх. Надпись на протяжении веков считалась обладающей магическими свойствами, применялась как заклинание и талисман. Ее использовали и ранние христиане, но по другой причине – как анаграмму слов PATER NOSTER («Отче наш»), поэтому характерный квадрат со словами палиндрома, начиная с раннего средневековья, можно встретить на стенах жилых зданий и церквей.
Так вот, слова из этой латинской фразы зашифрованы в фильме. Главного антигероя – российского олигарха, как же без них? – зовут Андрей САТОР (такая себе исконно-русская фамилия). Картина-подделка принадлежит кисти художника по фамилии АРЕПО. Действие фильма начинается в киевской ОПЕРЕ (видать, это с легкой подачи насельника Белого дома украинское нынче стало трендовым в кино), которая, правда, снималась в Таллине. В сюжете мелькает название компании ROTAS Construction. Ну, а с TENET и так понятно: собственно название фильма, а равно тайной организации, от которой действует главный герой.
Таким образом фильм по замыслу Нолана должен был стать как бы экранизацией этого палиндрома, символизирующего принцип сохранения смысла при чтении вперед и назад во времени. Именно идея поэкспериментировать кинематографическими методами с инвертированием времени, когда объекты обретают способность двигаться из будущего в прошлое, а не наоборот, как все мы, и легла в основу сюжета фильма. А уже на нее были навешены всякие там сюжетные ходы, шпионские страсти, мировые заговоры, красотки с мартини и прочая бондиана. Причем создается впечатление, что с деталями маэстро особо не приморачивался.
…Вооруженный грузом новых знаний, я возобновил просмотр, уже на совершенно другом уровне и понимания, и удовольствия. Если рассматривать фильм как масштабный мысленный эксперимент на тему того, как будет выглядеть наш мир, если в нем обычные люди и предметы встретятся с теми, что двигаются в обратном направлении по времени, то он скорее удался. Подобные размышления о высоких материях присутствуют в той или иной степени почти во всех фильмах Нолана. Смелые мысленные эксперименты мы видим в фантастических мирах «Начала», тема искажения пространства-времени лейтмотивом звучит в «Интерстелларе», а парадоксам памяти как инструмента фиксации времени посвящен ранний фильм «Memento» (2000)…
Но вот беда. До сих пор Нолану удавалось талантливо совмещать в своих фильмах темы о высоком для изощренных интеллектуалов с добротным экшеном, шикарной съемкой и головокружительными спецэффектами для мэйнстримого зрителя, который и давал кассовые сборы. Голливудские боссы искренне радовались последнему и сквозь пальцы смотрели на все остальное.
На этот раз эффект, увы, не повторился. Хотя все три вышеперечисленных атрибута присутствовали, но как-то сами по себе, отдельно от самого фильма. А наружу вылазило другое. Местами откровенные натяжки и дыры в сценарии. Среди прочего был нарушен важный принцип кинофантастики: зрителю нужно дать Внятное, доходчивое и простое объяснение того, почему все происходит именно так, как происходит – и неважно, есть ли под этим какая-то научная основа. Это я про энтропию и стремительный домкрат.
Еще народ массово обращал внимание, что звуковая дорожка получилась какой-то чересчур громкой и шумной. Для полноты эффекта во время военных действий половина звуков записаны задом наперед, а это скорее раздражает, чем додает реализма.
Ну, и самое, наверное, главное – это эмоциональная бесцветность фильма. Ловишь то и дело себя на мысли, что, несмотря на зашкал драматизма на экране, совершенно не сопереживаешь героям фильма.
Отчасти тому виной актерский состав картины, взятый весь из второго, а в основном даже третьего эшелона. Говорят, из-за раздутого бюджета от звезд первой величины решили отказаться. Нашли на чем сэкономить…
Большой личный вклад в такой эффект сделал своим неизменно бравым видом и одинаковым выражением лица Джон Дэвид Дензелович Вашингтон («Черный клановец») в главной роли. Наблюдая за ним на экране, я тут же вспомнил известный указ Петра I: «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».
Увы, до папы ему – как до неба. Ведь тот, бывало, просто прищурится, головку вполоборота, глазками так интеллигентно поведет, краешком губ многозначительно улыбнется – и все, дело сделано, зритель патокой обтекает. Другие актеры тоже не отставали в безликости, за исключением разве что Роберта Паттинсона (серия фильмов «Сумерки»).
Приятной неожиданностью и флешбэком былого сияния стал изысканный Майкл Кейн в очень эпизодической роли, но с самой запомнившейся остротой фильма: «Вы, англичане, уверены, что вам принадлежит монополия на снобизм». – «Нет, пожалуй, только контрольный пакет».
Подведем итоги. Фильм, несмотря на все косяки, безусловно заслуживает внимания как дерзкая попытка экранизировать само течение времени со всеми сопутствующими парадоксами, как в целом качественный блокбастер и очередной пример шикарной съемки в стиле режиссера. Такая себе гремучая смесь из National Geographic и Джеймса Бонда. Но, увы, не в пользу ни того, ни другого
Оценка 2/5 исключительно за философскую идею и ее техническую реализацию. А также за очень натурально выписанную семью русского олигарха (видимо, на Западе уже хорошо изучили этот типаж) и прилив национальной гордости от государственной символики, «космонавтов» в черном с надписями «поліція» на спине, родной речи и разнообразных нашивок подразделений внутренних войск Украины.
IMDb:Околокино: 7/10
Оценка гостей: