В оригинале: Valkyrie
Режиссёр: Брайан Сингер
Сценарий: Кристофер МакКуорри, Натан Александер
Продюсеры: Гилберт Адлер, Кристофер МакКуорри, Брайан Сингер
Исполнительные продюсеры: Том Круз, Кен Каминс, Крис Ли, Пола Вагнер
Оператор: Ньютон Томас Сигел
Художники: Лилли Килверт, Патрик Ламб
Композитор: Джон Оттман
Монтаж: Джон Оттман
В ролях: Том Круз, Стивен Фрай, Карис ван Хаутен, Томас Кретшманн, Билл Найи, Теренс Стамп, Том Уилкинсон, Кеннет Брана, Эдди Иззард, Халина Рейн, Маттиас Швейгофер, Кристиан Беркель, Кевин МакНолли, Дэвид Шофилд
Война войной, а обед – по расписанию
(Армейская поговорка)
Ну какой может быть экшен в фильме про высших чинов Третьего Рейха, если там везде был порядок, и все его придерживались?!
(Реплика во время просмотра)
Фильм буквально поминутно восстанавливает реальные события, произошедшие летом 1944 года. Он рассказывает о дерзкой попытке группы высокопоставленных офицеров Третьего Рейха во главе с полковником Клаусом фон Штауффенбергом (Том Круз) совершить покушение на Гитлера и государственный переворот в нацистской Германии, когда произошел коренной перелом в ходе II Мировой войны.
Картина еще во время съемок вызвала широкий резонанс общественности, в основном связанный с протестом немецких политических кругов как на сами съемки в Германии, так и на участие в них Тома Круза. Конфликт произошел на религиозной почве, и, как сообщали, был связан с тем, что неорелигиозная секта сайентологов, адептом которой является Том Круз, официально в Германии запрещена. Немцы, дескать, не захотели, чтобы фон Штауффенберга, считающегося национальным героем и символом борьбы за высокие идеалы, играл человек с сомнительной духовной репутацией.
Теперь, после просмотра фильма, мне лично кажется, что это вполне мог быть остроумный пиар-ход, дабы искусственно подогреть интересы публики. По крайней мере, в моей памяти это осталось наиболее ярким воспоминанием о картине.
Фильм получился довольно нудным и каким-то серым. Том Круз старается, прилежно щурит единственный глаз в фирменном пристальном взгляде, господа высшие чины солидно держат паузы в диалогах, но в целом эффекта нет (см. эпиграф). Кроме того, в переломном моменте фильма, когда командующий секретной операцией о введении в стране чрезвычайного положения вместо решительных действий, когда счет шел на минуты, спасовал и отправился обедать, провалив и подставив всех и вся, увидеть особый драматизм и саспенс не удалось, как ни старался.
Зато дисциплина в армии и стране на меня произвела просто неизгладимое впечатление. Спецотряд вермахта получает приказ арестовать высшее командование СС. Что?? – Не вопрос! Они едут на Принц—Альбрехтштрассе и (ни на секунду не задумываясь, что, собственно, происходит) арестовывают то самое высшее командование, которое, хотя и выглядит несколько удивленным, абсолютно не противится происходящему, молодцевато сдает оружие, топает под конвоем и т.п. Что?? В ходе операции получен другой приказ – отпустить высшее командование СС и арестовать тех, кто отдал приказ их арестовать? Снова – не вопрос. Высшие чины СС получают назад табельное оружие и также молодцевато возвращаются в свои кабинеты, а невозмутимые зольдатен вермахта с таким же спокойным энтузиазмом арестовывают заговорщиков. Правда, те уже сопротивляются и даже отстреливаются (ну, понятно, – нормальные люди, не случайно восстали против режима). И, кстати, в этот момент происходит единственная на весь фильм перестрелка… Орднунг, конечно, юбер аллес, но не до такой же степени… Какой-то театр абсурда, честное слово, хотя вызывает невольное уважение к нации, достигшей таких высот в общественной дисциплине и порядке.
Довольно неожиданным стал и образ Гитлера – тихого, усталого от жизни, немного сентиментального человека. Эффект увеличивает неторопливый, спокойный и мягкий голос (думаю, это не просчет дубляжа – при озвучке адаптаторы явно выбрали что-то близкое к оригиналу). Все это аж никак не подходит под привычный нам портрет «бесноватого фюрера»; такого и убивать как-то жалко… Возможно, именно этого эффекта и хотел добиться режиссер, хотя и не исключено, что это своеобразный реверанс перед немецкой культурой и общественностью для баланса с сайентологичным Штауффенбергом.
В общем, если на Запале этот фильм еще и мог иметь какой-то успех, в странах одной шестой земли, где люди взращены на «Семнадцати мгновениях весны», его судьба, кажется, предрешена.
Оценка гостей:
4/5
(1)