«Вавилон» (2006): Большая деревня

В оригинале: Babel
Режиссёр: Алехандро Гонсалес Иньярриту
Сценарий: Гильермо Арриага
Оператор: Родриго Прието
Композитор: Густаво Сантаолалла
В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсия Берналь, Коджи Якушо, Адриана Барраза и другие.

Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
(Библия)

Обладатель предоскаровской премии Золотой Глобус в номинации «Лучший фильм – драма», лауреат премии Каннского фестиваля за лучшую режиссуру и семикратный номинант на Оскар – внимание к этому фильму и его признание мировой кинокритикой просто поразительно. Судя по весьма специфичному сюжету и предмету наблюдений режиссера, картине удалось затронуть некие глубинные струны современного человечества и всколыхнуть целый пласт его неосознанных переживаний.

Фильм рассказывает о том, насколько глубоко, бесповоротно и безнадежно люди в этом мире не понимают друг друга.
Быть может, в этой связи имеет смысл несколько пояснить название фильма. История эта, произошедшая около четырех тысяч лет тому назад, описана Моисеем в 11 главе книги Бытие. Вкратце история звучит так: поначалу на всей земле был один язык и одно наречие. Расселяясь после потопа, люди вышли на большую равнину, где задумали строить город, а посреди него дерзнули выстроить башню высотой до небес – символ самоутверждения и бездуховности человеческой цивилизации. Желая воспрепятствовать этому делу, Бог смешал языки строителей, «так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле». А месту этому дал название — Вавилон.
Так и повелось с тех пор: людей, населяющих наш по-прежнему тесный мир, разделяет пропасть непонимания. И не только тех, кто говорит на разных языках и вырос в разных культурах. Все гораздо глубже: непонимание сквозит в отношениях мужей и жен, отцов и детей, родственников, коллег по работе, друзей, знакомых… Разобщенность и непонимание все больше становятся визитной карточкой человечества.
И это при том, что наш мир по-прежнему тесен. Есть теория, которая сейчас усиленно проверяется, что любых двух людей на планете разделяет всего лишь шесть человек, последовательно связанных в цепочку друг с другом личным знакомством. И это – вторая тема фильма, в которой он сильно созвучен с фильмом Столкновение. Загадочным образом, даже мистически, через цепь казалось бы случайных связей и совпадений, судьбы раздираемой комплексами девочки-подростка в Токио и дородной мамаши, устраивающей свадьбу своего сына в Мексике оказываются туго сплетенными в единый комок боли и переживаний, хотя между ними – тысячи километров и десяток часовых поясов, а о существовании друг друга они даже не догадываются…
Как выйти из этого порочного круга взаимной отчужденности? Героям фильма это удается всякий раз, когда личные испытания, боль или страдания вырывают их из привычной зоны комфорта, и в нечеловеческих (в их понимании) условиях они решают вести себя по-человечески. И тогда все становится на свои места. Язык милосердия, самоотверженности и люби – универсален. Ему нипочем культурные, расовые или возрастные барьеры, кажется, для него вовсе не существует проблем разобщенности… Вот только почему путь к этому лежит через столько страданий и боли? Неужели более чем за четыре тысячи лет мы так ничему и не научились?

 



Оценка гостей: No ratings yet.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.