«Проклятый путь» (2002): Крестные отцы

В оригинале: Road To Perdition
По роману в рисунках Коллинза и Рейнера
Режиссер: Сэм Мендес.
В ролях: Том Хэнкс, Пол Ньюман, Джуд Лоу, Дженнифер Джейсон Ли, Стэнли Туччи, Дэниэл Крейг, Тайлер Хучлин
– В этой комнате все – убийцы! Майкл, открой глаза! Мы выбрали эту жизнь, мы живем, убивая.  И у нас есть только одна гарантия: никто из нас не увидит рая.
(из фильма)
 Хотя многие считают этот фильм классическим воплощением жанра гангстерской саги, восходящим чуть ли не к «Однажды в Америке» и «Крестному отцу», мне он однозначно показался лишь замаскированной под вышесказанное глубокой психологической драмой, в основе которой лежит вечная проблема взаимоотношений отцов и детей. Точнее, отцов и их сыновей.
Намеренно оставляя в стороне другие аспекты этого безусловно достойного фильма, в том числе первоклассную игру (каждого в своем стиле) звездного состава актеров Том Хэнкс – Пол Ньюман – Джуд Лоу, сосредоточимся на вышеупомянутом аспекте. Тем более, что режиссера, прославившегося «Красотой по-американски», здесь вряд ли в первую очередь интересовало житие ирландской мафии во времена Великой депрессии, а все-таки наверное что-то другое…
Мне показалось, что фильм построен вокруг двух связок отец-сын, предлагающих, если хотите, две принципиально разные модели этих взаимоотношений. С одной стороны – крестный отец Пол Ньюман и его отпрыск с откровенным дефицитом мозгов и избытком тестостерона в крови, давно считающий семейное дело своей вотчиной. С другой – профессиональный убийца Том Хэнкс, ставший таковым не по призванию или особой симпатии к профессии, но токмо дабы обеспечить безбедное существование своей семье. И его сын, напрямую не знающий о роде занятий отца, но о многом догадывающийся и к тому же не по годам предприимчивый…
Оба отца искренне и горячо любят своих сыновей. Оба прощают совершенные ими роковые ошибки и оба готовы защищать их, чего бы это ни стоило, расплачиваясь, в конечном итоге, собственной жизнью. Но уж очень по-разному проявляется эта любовь, и соответственно очень разнятся ее результаты. Отцовские чувства героя Ньюмана заставляют его откровенно закрывать глаза на свинцовые мерзости, совершаемые сынком, и терпеть от него все, вплоть до предательства. И в ответ на эту вседозволенность он пожинает… уважение? преданность? взаимность? Как раз наоборот – презрение и брезгливую неприязнь. Такой вот получается парадокс: отцовская любовь, приобретая оттенок жалости, сама становится жалкой и рождает в ответ ненависть…
Герой Хэнкса, прекрасно понимая, что почем и каковы неизбежные последствия его профессионально выбора, всеми силами стремится к тому, чтобы сын не повторил его пути. Он горячо любит его, и потому старается научить всему тому, что считает достойным в этой жизни, независимо от того, насколько сам далек от этих идеалов. И искренне радуется, когда, разделив с ним миссию кровной мести по всем правилам гангстеркого кодекса чести и ограбив вместе с десяток банков, сын по-прежнему не в состоянии выстрелить в голову живому человеку, даже спасая собственную жизнь.
Что делает отца героем в глазах собственного сына? Отнюдь не положение в обществе и толщина кошелька. Скорее – его внутренний выбор. То, во что (и как) он верит, с чем борется и что защищает, кого любит и кого ненавидит. Примерно так, мне кажется, отвечает на этот вопрос Мендес в своем фильме. В чем-то продолжая традиции «Красоты по-американски».

Резюме: Отцы! Любите ваших сыновей. Но, по зову отцовской любви, направьте ваши усилия не на то, чтобы оставить им в наследство процветающий бизнес, или власть, или богатство, или даже ваши мудрость и бесценный жизненный опыт. Вместо этого просто попытайтесь стать их героями, чтобы они впустили вас в свои игры, сны и мечты. Все остальное непременно приложится. А в ответ вы получите все, о чем мечтали сами – и благодарность, и приязнь, и уважение. Так что вы никогда не пожалеете об этом.



Оценка гостей: No ratings yet.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.