«Ной» 2014: Бремя ответственности

В оригинале: Noah
Режиссёр:
Даррен Аронофски
Сценарий:
Даррен Аронофски, Ари Хандель
Оператор:
Мэттью Либатик
Композитор:
Клинт Манселл
Продюсеры:
Даррен Аронофски, Скотт Франклин
В ролях:
Рассел Кроу, Дженнифер Коннелли, Рэй Уинстон, Энтони Хопкинс, Эмма Уотсон, Логан Лерман, Ник Нолти и другие.

Оркестр сыграл фантазию,
в которой с трудом угадывался
похоронный марш
(М. Жванецкий)

Я смотрел этот фильм со все возрастающим чувством искреннего удивления. Кино получилось динамичным и зрелищным. Вас постоянно держат в кадре. Сцены паломничества зверья к ковчегу и собственно потопа весьма величественны, а бесчинства Каинового семени сняты эффектно и внушительно. Некоторые режиссерские решения относительно устройства допотопного мира весьма оригинальны и даже остроумны. В кадр попали падшие ангелы и динозавры, иной состав атмосферы и вид доисторического природного ландшафта нашей планеты прямо по классике креацианизма. Но! При всей этой скрупулезности – ради чего скажите было так курочить библейский сюжет? Зачем строить едва ли не основную интригу фильма на посыле, противоположном оригиналу (Библия неоднократно упоминает, что все сыновья Ноя укрылись в ковчеге с женами)? Какая такая идея стоит того, чтобы настолько откровенно пренебрегать единственным историческим первоисточником?

Ответ пришел буквально на последних минутах фильма. В разговоре с Ноем единственная на земле женщина фертильного возраста произносит пророчески:

Он ведь неспроста выбрал тебя, Ной.
Он показал греховность человека, зная, что ты не отвратишься.
А потом ты узрел праведность.
Выбор зависел от тебя, ибо Он доверил тебе выбирать.
Он попросил тебя рассудить, достойны ли мы спасения.
И ты выбрал милосердие. Ты выбрал любовь.
Он дал нам еще один шанс… Будь же отцом. Будь дедом.
Помоги нам избежать ошибок. Помоги начать сначала…

Вот в чем таилась разгадка. Режиссерский гений Аронофски сумел превратить одно из самых грандиозных свидетельств Божьего всевластия и величия в громкую оду гуманизму.

Всеведущий и всемогущий Бог, создавший небо и землю и все то, что их населяет, – включая людей, отвергнувших в Эдеме своего Творца и ставших на путь беззаконий, – решил уничтожить погрязшее в грехах человечество, утопив его в водах насланного Им Великого потопа. А вот после этого Он полностью отдал решение дальнейшей судьбы мира в руки праведного Ноя. Вот, оказывается, кому род людской обязан в конечном итоге своим существованием, вот кто наш новый творец и спаситель. Действительно, звучит очень современно и явно стоит того, чтобы преобразить до сюжета «Безумного Макса» библейскую историю.

Впрочем, с другой стороны, сюжетная канва требует от режиссера вплести в нее много моментов, говорящих о взаимоотношениях Бога с людьми. И Рассел Кроу — Ной вместе с Энтони Хопкинсом — Мафусаилом, несмотря на весьма почтенный возраст в 600 и 969 лет соответственно, смогли убедительно воплотить их на экране. Всепроникающее зло в образе харизматичного Рэя Уинстона и не только, греховность человеческого сердца, поиски Божьей воли, верность и мужественное послушание ей, принесение в жертву видимого ради Невидимого – все эти моменты в фильме присутствуют и переданы виртуозно.

В том числе и весьма нетривиальная мысль, составляющая главную драму сюжета. Иногда человеку, искренне ищущему Божьей воли, Он ясно говорит «да», иногда – так же ясно «нет». Но иногда Он молчит, предоставляя нам право решать, как поступить, самим, – приняв всю полноту личной ответственности и бремя последствий своих поступков. Иногда на кону может стоять очень много – например, жизнь единственного сына, как это было у Авраама, и даже судьба всего человечества. Но это уже другая история.



Оценка гостей: 4.5/5 (2)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.