«Австралия» (2008): Слушайся дедушку

В оригинале: Australia
Режиссёр: Баз Лурманн
Сценарий: Баз Лурманн, Рональд Харвуд, Стюарт Битти, Ричард Фланаган
Продюсеры: Дж. Мэк Браун, Кэтрин Нэпман, Баз Лурманн
Оператор: Мэнди Уокер
Художник: Кэтрин Мартин
Монтаж: Доди Дорн
Костюмы: Кэтрин Мартин
В ролях: Николь Кидман, Хью Джекман, Дэвид Уэнэм, Брайан Браун, Брюс Спенс, Джек Томпсон, Яцек Коман, Билл Хантер, Джон Джаррэтт, Эсси Дэвис, Рэй Барретт, Тони Барри, Дэвид Галпилил, Шон Холл, Бен Менделсон, Барри Отто, Керри Уокер, Мэттью Уиттет, Ва Юэн
Режиссер Баз Лурманн по собственному же сценарию решился снять красивое кино за красивый континент Австралию. Понять можно – сам  Баз родился и вырос в австралийской глубинке, сохранил на долгие годы в сердце любовь к этой странной и красивой земле и ее людям, а потому долгие годы вынашивал план большой киноэпопеи, сродни, по признаниям самого режиссера, мегаколоссу «Лоуренс Аравийский», которая бы показала объект его восхищения во всей красе. И, надо отметить, это ему вполне удалось.

Кроме того, он хотел снять кино о том, как человек из размеренного, комфортного и затянутого до предела так называемого «цивилизованного» мира вдруг попадает в водоворот настоящей жизни и настоящих чувств, и под их действием он совершенно меняется, переоценивая свою жизнь, приоритеты и ценности.

«Это воплощение всего того, что действительно ценно и важно в жизни. Я хотел сказать, что жизнь важна сама по себе – со смехом, драмой, трагедией и слезами.»

На экране эту идею режиссера удалось сполна воплотить Николь Кидман. То ли визажисты постарались на славу, то ли это чудеса Фотошопа, но самая высокооплачиваемая актриса Голливуда тут почему-то мало на себя похожа – по крайней мере, забудьте то, что вы видели на рекламе часов Omega…

С кандидатурой главного героя определились не сразу. Изначально планировавшийся на роль Рассел Кроу (наверное, всем понравилось, как он сыграл австралийского летчика времен войны в мелодраме «Мгновенья любви»). Но актер заломил гонорар, который не укладывался даже в $100млн. бюджет картины (!), поэтому его заменили Хью Джекманом, предусмотрительно нарядив в бороду, шляпу, шпоры и ковбойский загар, чтобы его аристократически-утонченная внешность не мешала образу бродяги-скотовода.
Не могу сказать, что изначальные грандиозные планы режиссера во всем воплотились сполна. Да, перед нами большое кино, но почему-то герои и взаимоотношения прописаны непропорционально мелко, а сюжет – не всегда логичен, и почти всегда предсказуем. Плохие парни коварно строят козни хорошим парням, те страдают, но с честью выходят из всех трудностей и триумфально задают трепку плохим парням… Что-то сродни старым вестернам про Чинганьчгука Большого Змея с Гойко Митичем в главной роли…
Меня не покидает мысль, что режиссеру очень хотелось повторить огромный успех фильма Сидни Поллака «Из Африки», с Мерил Стрип и Робертом Редфордом в главной роли, с очень похожей сюжетной фабулой и, между прочим, в три раза меньшим бюджетом. Да вот, силенок не хватило… В результате кино смотрится скорее как передача на канале Нэшенел Джиогрэфик, чем обещанная киноэпопея за преображение и большую любовь.
Этот эффект усиливает неожиданно громко звучащий, и как для мелодрамы, и как для вестерна, социальный пафос на тему судеб коренного населения Австралии. Повествование ведется от лица мальчика-полукровки, яркого представителя так называемого «потерянного поколения», которое было реально притесняемо белыми поселенцами аж до 70-х годов.
Мальчик и его дедушка (генетически чистый абориген соответствующего колоритного вида и повадок) повсюду следуют по пятам за главными героями, поют песни и танцуют лесам, горам, земле, растениям и животным, всюду наводят магию, призывая невидимые силы земные и небесные для решения возникающих проблем… Причем дедушка-шаман, который постоянно (зримо или в духе) присутствует в кадре, всегда в курсе готовящихся козней плохих парней или превратностей судьбы, и всегда готов мудрым советом или заклинанием оградить наших героев от многих бед. Непонятно как-то, к чему все это?
А тут еще в самом конце фильма выяснилось, что в 2008 году правительство Австралии наконец официально извинилась перед «потерянным поколением» за допущенные перегибы во внутренней политике. Так что во мне даже заползали нехорошие подозрения, уж не обломилась ли Лурманну в бюджет картины часть этих правительственных извинений… А чего, сейчас это запросто, даже модно. Вот Вуди Аллену, например, часть денег на съемки фильма «Вики Кристина Барселона» выделила напрямую мэрия упомянутого города…

Но с другой стороны, акцент на жизни коренных австралийцев и единении с природой позволил фильму вплотную подойти к другой, не менее глобальной идее, которую режиссер выразил так:

«Суть в том, что вы не можете ничем реально обладать – ни землей, ни человеком, ни ребенком. Настоящая любовь заставляет вас осознать, что вы всего лишь заботитесь об этих вещах. И единственное, чем вы действительно обладаете к концу жизни, – это ваша история».



Оценка гостей: 5/5 (1)

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.