«Страсти Христовы» (2004)

Цена вопроса

В оригинале: Passion of the Christ, The
Режиссёр: Мэл Гибсон
Сценарий: Бенедикт Фицджералд, Мэл Гибсон
Оператор: Калеб Дешанель
Художник: Франческо Фриджери
Композиторы: Джон Дебни, Шенкар
В ролях: Джеймс Кэвизел, Моника Белуччи, Клаудия Джерини, Майя Моргенстерн, Серджо Рубини, Тони Берторелли, Роберто Бестаццони, Франческо Кабрас, Розалинда Челентано, Франческо Де Вито, Маттиа Сбраджа

Рейтинг: 
5
Фильм, ставший своеобразным духовным манифестом Мэла Гибсона как режиссера и вообще человека, воссоздает с максимально возможной для современного кинематографа реалистичностью последний день земной жизни Иисуса Христа.
 
Чтобы добиться эффекта полного погружения зрителя в происходящее на экране, до мельчайших деталей были продуманы образы, костюмы, обстановка и даже язык фильма. Герои говорят на языке их исторических прототипов: иудеи – на арамейском, римляне – на разговорной латыни. Кстати, Гибсон в начале не хотел даже делать в фильме субтитры, считая, что зритель и так знаком со всеми деталями этой истории, но позже его убедили, что народ может многого не понять… 
 
Целью всей этой скрупулезной реалистичности и исторического правдоподобия было показать что именно испытал Иисус Христос в последние часы своей земной жизни, заставить зрителя словно бы пройти вместе с Ним весь жуткий путь от Гефсимании до Голгофы. И надо сказать, Гибсону это удалось сполна.
 
Фильм безжалостно срывает завесу сентиментальной лубочности и затасканности с привычных нам с детства сцен: Гефсиманская молитва, взятие под стражу, допрос, бичевание, распятие…

Словно шагнув за ту сторону экрана, мы видим события Страстной пятницы во всей их ошеломляющей жути. Варварская жестокость и изощренность пыток, лужи крови, дуреющая от вида издевательств толпа, – после выхода фильма на Гибсона посыпались обвинения в том, что он переборщил со всем этим, и в действительности все происходило не так жутко, кок он это показал.

Уверяю вас (я специально занимался вопросом), что даже хуже – легкой смерти ни в Риме ни в Палестине не бывало… Сегодня, когда мы бросаем взгляд на те события тысячелетней давности из нашего просвещенного, гуманного и технологичного века, мы даже не задумываемся, что подходим ко всему с мерками современной морали и нравственности, которые и сформировались-то исторически как соледствие описанных в картине событий, и что до Христа мир был совершенно другим…

 
Несмотря на то, что основной акцент в более чем двухчасовой картине делается на происходящих событиях, режиссеру удалось создать вереницу ярких и глубоких образов главных героев. Джеймс Кевизел сумел создать удивительный образ Иисуса – не сусально-елейного, как на дешевых иконках, а мужественного, трагичного, внутренне очень цельного, хорошо понимающего Кто Он, зачем пришел, куда идет и чего это будет стоить… После этой роли он вообще не смотрится больше нигде без внутреннего чувства протеста, особенно в роли негативных персонажей. 
 
Малоизвестная румынская актриса Майя Моргенштерн создала потрясающий (наверное, самый сильный в фильме) образ матери Иисуса Марии. В ее бездонных глазах, полных страдания за своего сына и вместе с тем осознания неизбежности и вселенской  важности происходящего, словно отражается сказанное о ней пророчество: «и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец»
 
Весьма хороша Моника Белуччи в роли Марии Магдалины. Говорят, она была готова принять любые условия, лишь бы сниматься в этом фильме. По-видимому для нее это было чем-то большим, чем просто работой.
 
Болгарский актер Христо Шопов создал очень реалистичный образ Понтия Пилата – римского чиновника, уставшего от государственных интриг и подковерной политической борьбы, и разрывающегося между желанием во что бы то ни стало сохранить жизнь странному Галилеянину и страхом возможных последствий от этого. Думаю, именно эта роль побудила авторов фильма о папе Иоанне Павле II  предложить ему сыграть главного кагэбиста Польши времен социализма и основного идейного врага будущего папы.
 
Яркими получились также образы апостолов и особенно Иуды, который раскрывает режиссерский взгляд на вековой спор вокруг мотивов его предательства…
 
Зачем Гибсон все это снял, и снял именно так? Думаю, он хотел показать со всей беспристрастностью и реализмом, ту истинную цену, которую пришлось заплатить Христу за дело, ради которого Он пришел на Землю. Чтобы дать возможность всем нам, свыкшимся с комфортом и одновременно захлестнутым по горло суетой современной жизни; нам, самодовольным, меркантильным и практичным, поднаторевшим в ситуативной этике и деловом лицемерии, вдруг остановиться и осознать, чего стоило Творцу Вселенной искупить и примирить с Собою своих любимых, хотя и заблудших, детей. Впрочем, это уже другая история
 
Average: 4.5 (8 votes)
 
 
alef аватар
  • Коментарий от: alef
    Вт, 21/04/2009 - 12:26

    Бурное обсуждение этой рецензии и фильма в кино-сообществах ЖЖ:
    ru_kino и kinoclub

  •