«Любовь во время холеры» (2007)

  • Posted on: 9 July 2009
  • By: alef
 
 
Воспринимай любовь как Божий дар.
Это – не средство для чего-то,
но начало и конец, вершина сущего. 
(Из фильма)
 
«Убил 186-ю цель.» – такое вот краткое, но емкое письмо я получил однажды, будучи в армии, от своего приятеля, оставшегося на гражданке. В нашей компании он слыл отъявленным бабником, тонким ценителем и коллекционером женских тел и гениальным стратегом-практиком по части изощренных технологий затягивания очередной жертвы в койку. Что бы вы ни подумали, но стеба, позерства и желания похвалиться своими победами там было от силы процентов 30. На остальные 70% та информативная записка просто отражала смысл, цель, и наполнение его свободного времяпровождения…
 
Я почему-то вспомнил об этом письме и своем старом приятеле, когда смотрел этот фильм – экранизацию известного романа Габриэля Гарсия Маркеса. Кстати, говорят, далеко не самую удачную, как раз из-за слишком буквального следования режиссером оригиналу. Не знаю уж, в этом ли причина, но фильм получился какой-то слишком уж фундаментальный, с налетом эпохальности, вернее, с претензией на нее, а в результате – ощутимо затянутый и временами просто нудный. К тому же картина откровенно выезжает на Хавьере Бардеме в главной роли семидесятилетнего старикана (представили?) при весьма посредственном перформансе остального актерского состава. Особенно Джованны Меццоджорно, которая совершенно одинаково играет главную героиню и в 20 и в 70 лет, лишь заметно замедляя движения и речь в последнем случае. В результате возникает ощущение скорее имбецильности, чем старости, и даже более удачный, чем в картине, грим, едва ли спас бы положение.   
 
С другой стороны, надо отдать должное, маркесовский дух мистического романтизма и парадоксальности бытия из картины не выхолощен; он присутствует, и даже несколько усилен неожиданными и частыми вкраплениями в самых неожиданных местах интимных сцен…
 
Так вот, о моем приятеле. Я вдруг увидел четкую параллель между ним и судьбой главного героя (тот был тоже не промах и к 70 годам его личный счет перевалил за 530!  Поручик Ржевский просто нервно курит в сторонке). Так вот, для меня стало совершенно ясно, что в обоих случаях причина такого охотничьего азарта – отчаянные попытки заполнить зияющую в сердце пустоту и соленой водой из океана похоти насытить жажду настоящей любви…
 
Итак, несмотря на общую затянутость и откровенную заунывность и примитивизм отдельных эпизодов, в фильме однозначно привлекают внимание по крайней мере две вещи.
 
Во-первых, сама история любви. Вспыхнув мимолетной искрой в сердце пылкого юноши, она горела в его сердце больше полувека, дожидаясь своего заветного часа. Это была настоящая любовь, которая есть не чувство, но, скорее, состояние души. И мы явно видим все три ее главные отличительные черты.
 
Первая – он непреходяща. «Любовь долготерпит...» – с этого главного качества начинается самый известный гимн настоящей любви. Этим она в первую очередь отличается от ее распространенной подделки по имени страсть. Помните библейскую историю Иакова? Он 14 лет работал ради своей возлюбленной. Любовь может ждать годами, страсть не готова терпеть и минуты.
 
Вторая (и этим ее тоже легко отличить от подделки) – настоящая любовь всегда направлена не на того, кто любит, а объект любви, ставя во главу угла его интересы, счастье и радость. Влюбленный юноша совершенно отрекается себя; ему решительно безразлично, что будет представлять собой его собственная жизнь, ибо знает, что она вся без остатка посвящена возлюбленной. Буквально. Его не смущают препятствия на этом пути и превратности судьбы, отбрасывающие на долгие годы, а, быть может, и навсегда, шанс его мечтам стать явью. Воистину, «любовь не ищет своего»
 
Наконец, третья: настоящая любовь в конце-концов побеждает. Не обязательно в общепринятом нами житейском  смысле, но всегда победа эта явная. Благодаря своим верным спутницам Вере и Надежде, она подчиняет себе пространство и время; она способна совершать чудеса, управлять обстоятельствами, менять привычный ход событий, перебарывать горе, болезни и даже смерть. Этот триумф мы видим и в фильме: через 57 лет 7 месяцев и 11 дней Флорентино обретает счастье и покой, которых ждал и которыми грезил каждый день своей жизни.
 
Еще одно достоинство фильма – это удачная иллюстрация, на фоне настоящей любви, вороха тех вещей, которые ею НЕ являются. О страсти уже говорилось выше – она не есть, да и по определению быть не может, настоящей любовью. Хотя и норовит все время выдать себя за нее. Но не тут-то было. Похоть всегда направлена на себя любимого, она требует сразу, всего, здесь и сейчас, не умеет ждать и в обмен на мимолетный кайф отнимает постоянную радость. «Грусть есть неудовлетворенная страсть» – гласит старая православная мудрость.
 
Работа, карьера, положение и деньги, друзья, веселье, странствия по свету и погоня за впечатлениями, вопреки устоявшемуся сегодня мнению, не могут дать человеку и толики того счастья, которое покоится в настоящей любви. Они все хороши как средство достижения чего-то большего, но сами по себе неспособны вызывать ощущение полноты жизни.   
 
И даже брак не есть замена настоящей любви, особенно если построен на уверенности, что «самое важное в браке – не семейное счастье, а стабильность», как говорит один из героев фильма.
 

В заключение отметим, что многие сцены фильма полны колорита и здоровой суеты – толчея в порту, живописные колумбийские города и селения, ярко разодетые пейзане, охоты, праздники и прочее. Они словно создают дополнительный пестрый фон, на котором неторопливо развивается полувековая история одиночества двух влюбленных сердец, которые оба внимают великой истине о том, что «это жизнь, а не смерть, не имеет предела».