«Хороший немец» (2006)

Дежа-вю
В оригинале: Good German, The
Режиссёр: Стивен Содерберг
Вролях: Джордж Клуни, Кейт Бланшетт, Тоби Магуайр, Лиланд Орсер, Дженнифер Симс, Тони Керран, Бо Бриджес, Кристиан Оливер, Дэйв Пауэр, Джек Томпсон, Робин Уайгрет, Дон Пагсли, Доминик Комператоре, Джанфранко Л'Аморе

Рейтинг: 
0
Хотя на недавнем 57-м международном кинофестивале в Берлине этот фильм был самым ожидаемым, я его откровенно не понял. Со все растущим удивлением во время просмотра понимал, что есть оказывается такое кино, которое я совершенно не догоняю… Вернее, даже не сам фильм (сюжет достаточно прост, хоть по задумке режиссера, возможно, и претендует на саспенс). Скорее, загадкой осталось то, зачем его вообще сняли. Ситуацию существенно прояснил репортаж о фильме с Берлинале-2007 на film.ru:  
 
«В своих интервью Содерберг признавался, что больше всего на свете хотел бы быть Майклом Кертицем – был в истории кино такой голливудский режиссер венгерского происхождения, который сделал более ста разнороднейших по жанру картин и прославился "Касабланкой" /Casablanca/ (1942).
Содерберг не вполне уточнил, что именно в Кертице он хотел бы повторить – его невероятную плодовитость, или всеядность, или неотразимо эмоциональный, хотя и навсегда ушедший стиль старого кино. Ответ в его новой картине: своего "Хорошего немца" он не просто стилизует под "Касабланку" (а заодно и под Хичкока, и под немецкое кино 40-х) – метод стилизации Содерберг уже давно опробовал в своей картине 1991 года "Кафка" /Kafka/ (1991),
В подражании Кертицу он идет действительно далеко: тщательно реанимирует всю технологию кино середины ХХ века, пытаясь в буквальном смысле почувствовать себя в кертицевском режиссерском кресле. Использует старые съемочные камеры и громоздкие микрофоны, запретил оператором пользоваться современными объективами с "зумом" и вооружил их только той оптикой, какой пользовался Кертиц. В частности, откопал на складах вышедшие из употребления широкоугольники, какие любил его кумир.»
 
Вот уж действительно эксперимент удался. Фильм смотрится как клиническая форма дежа-вю «Касабланки» – и цвет, и звук, и писк, и хруст. С той только небольшой разницей,  что Клуни с Бланшетт до Хэмфри Богарта и Ингрид Бергман просто как до неба ползком. А режиссер, кажется, этого не замечает, с апломбом фаната лепя по образу и подобию целые сцены и сюжетные линии. На протяжении всего фильма то и дело кажется, что вот сейчас Клуни нежно погладит Кейт по подбородку и скажет сакраментальное «Ты греешь мне сердце, малыш». Что засекреченный нацистский атомщик вылезет из развалин метро и, мужественно шевеля желваками, набьет морду генералу советских оккупантов, а шофер Тоби улыбнется широкой белозубой негритянской улыбкой и сбацает что-то на рояле. «Play it again, Sam» М-да… Последняя сцена прощания возле самолета, несмотря на задуманную напряженность, просто ничего, кроме хохота, не вызывает. И куда они дели венгерского патриота Ласло??!!
 
Не, эксперименты и авторское кино – это, конечно, очень хорошо. Как, наверное, и равнение на Кертица. Но при чем тут, спрашивается, мы с вами, в смысле зрители?!! Не видевшие «Касабланку» выйдут из кинотеатра (если их угораздит туда пойти) в легком недоумении, видевшие – с убеждением, что их кинули. Или я в чем-то неправ?
Любите кино, как говаривают на КиноКадре.
 
Ссылки по теме:
No votes yet